Плочи от «Балкантон»
Виртуална клавиатура
Форматиране на текста
Нагоре
Русский
English
Вход
BOA-408. Энрико Карузо, тенор. Мастера вокального искусства

01
01.Ариозо Канио (Паяцы, 1 д.) (Леонкавалло)
02.Ария Канио (Паяцы, 2 д.) (Леонкавалло)
03.Ария Васко де Гама (Африканка, 4 д.) (Мейербер)
04.Ария Каварадосси (Тоска, 1 д.) (Пуччини)
05.Ария Ленского (Евгений Онегин, 5 к.) (Чайковский)
06.Ария (Сальватор Роза) (Гомес)
02
07.Песенка Герцога (Риголетто, 4 д.) (Верди)
08.Ария Надира (Искатели жемчуга, 1 д.) (Бизе)
09.Дуэт Отелло и Яго (Отелло, 2 д.) (Верди)
10.Дуэт Альваро и Дона Карлоса (Силы судьбы) (Верди)
11.Дуэт Неморино и Белькоре (Любовный напиток, 2 д.) (Доницети)

Титта Руффо, баритон (9)
Джузеппе де Лукка, баритон (10,11)
Художник – Иван Андонов

Энрико Карузо, один из величайших певцов в истории вокального искусства, родился 25 февраля 1873 г. в семье механика Марчеллино Карузо. Певческое дарование Карузо проявилось в раннем возрасте и его сочный альт был признан самым красивым в городе. Но вместо уроков музыки ему пришлось помогать своей большой семье. В 1891 году ему удалось заняться серьезной работой над своим голосом у вокального педагога Г. Вер-джине. Первые шаги Карузо на певческом поприще были сопряжены с большими трудностями. Он упорно учился, но ему долго не удавалось вполне овладеть своим мощным и массивным голосом. Молодой певец весьма неудачно представился на одном решающем выступлении и этот неуспех чуть не заставил его отказаться от пения. Но год спустя, уже овладев певческой техникой, он дебютировал с большим успехом на сцене Неаполитанского оперного театра, покорив и публику, критику.
Последовали выступления в Египте и Италии в главных теноровых ролях опер .Сельская честь", .Фауст", .Риголетто", .Джиоконда", „Манон Леско", „Травиата", „Кармен", „Гугеноты", „Фаворитка", „Пуритане" „Богема", открывшие перед Карузо широкий путь к мировой славе. В 1898 г. в Милане Карузо принял участие в первом исполнении только что написанной Джордано оперы „Федора". Исполнение роли Лориса было его новым триумфом. Со всех концов мира сыпятся предложения. Первый заграничный ангажемент Карузо принял на поездку в Россию, где он выступает в операх „Богема", „Паяцы", „Травиата" и „Аида".
Канио был одной из любимых и мастерски исполняемых великим певцом ролей. В обеих ариях несчастного паяца (включенных в эту пластинку) Карузо с неповторимой художественностью вскрывает трагедию и отчаяние разлюбленного мужа.
Вернувшись в Италию Карузо начал работать над ролью Каварадосси в оп. Пуччини .Тоска". В этот период сложилась и укрепилась личная и творческая дружба выдающегося композитора и вдохновенного исполнителя его героев. С горячим темпераментом передавая образ Каварадосси, Карузо с особой теплотой пел арию I действия (входящую в эту пластинку), где художник восхищается красотой любимой Тоски.
Заслуженно пользуясь именем лучшего тенора в мире, Карузо несколько лет выступает в Северной и Южной Америке. В 1921 году, после триумфального шествия по оперным сценам Нью-Йорка, Парижа, Лондона, Берлина, Вены, Барселоны, Будапешта и даже выступив на арене для боя быков в Мексике перед 25 000 слушателей, Карузо вернулся в свой родной солнечный Неаполь. Надежды, что здесь ему удастся вылечиться от коварной болезни легких, были обмануты, и 2 августа 1921 г. прервался полный напряжения и смысла жизненный путь великого певца.
Более 20 лет лучезарное искусство Энрико Карузо радовало людей. Обладая исключительно красивым и необыкновенно мощным драматическим тенором, Карузо был истинным певцом-сърдцеведом, вскрывающим с необычайной силой самые сокровенные человеческие чувства. Его имя останется окруженным ореолом неувядаемой славы в истории мирового певческого искусства. На пластинке „Балкантон" BOA 408 даются оперные арии в исполнении великого певца, записанные в различные моменты его исполнительского пути : ария Канио из I действия записана 17. 3. 1907 г., песенка Герцога из оп. „Риголетто" — 16. 3. 1908 г., дуэт из оп. „Отелло" — 8. 1. 1914 г., ария Ленского из оп. „Евгений Онегин"—3. 11. 1916 г., ария Надира из оп. „Искатели "жемчуга"— в том же году, ария из оп. „Сальвадор Гомес" — 11. 9. 1919 г. и одна из последних записей' исполнения Карузо — ария из оп. „Африканка". Замечательное исполнение, насыщенное захватывающим артистическим пафосом, отличающееся изумительным дыханием и блестящими верхами, записано 16 сентября 1920 года, когда легкие великого певца уже были разрушены смертельной болезнью.
Константин Карапетров